АКПП или МКПП: что лучше?
При покупке автомобиля каждый водитель сталкивается с необходимостью выбрать тип коробки передач — механическую или автоматическую. Чтобы принять правильное решение, важно разобраться в отличиях между этими трансмиссиями и оценить плюсы и минусы каждой из них.
Чем отличается АКПП от МКПП?
Автоматическая и механическая коробки передач выполняют одну функцию — передают усилие от двигателя к колесам, заставляя машину двигаться. Однако делают они это разными способами. Главное отличие, которое сразу отмечает водитель, — у механики есть третья педаль (сцепление), которой нужно управлять самому, — в этом и заключается основополагающая разница.
В автоматических трансмиссиях педаль сцепления отсутствует — управление здесь проще, а переключение передач происходит без участия водителя. Причём под «автоматом» могут скрываться разные типы коробок: классический «гидротрансформатор», роботизированная АКПП или вариатор. Но всех их объединяет одно — автоматизация процесса переключения, то есть водителю не нужно самостоятельно разрывать и снова образовывать связь между двигателем и коробкой.
Виды автоматов
Сегодня в автомобилях используется четыре основных типа автоматических трансмиссий:
- Классическая автоматическая коробка с гидротрансформатором
Одна из самых старых и проверенных конструкций. Здесь крутящий момент передается через гидротрансформатор, а не напрямую. Такие коробки надежны, выдерживают большие нагрузки, но теряют часть мощности в процессе. Устанавливаются как на бюджетные модели, так и на премиальные автомобили.
- Вариатор (CVT)
Бесступенчатая трансмиссия, в которой передаточное число меняется плавно. Отличается высокой топливной эффективностью и простотой, но чувствительна к резким нагрузкам и не так долговечна. Часто используется на японских авто, например, у Nissan и Toyota.
- Роботизированная коробка передач (РКПП)
Максимально напоминает «механику», но сцепление и переключение передач происходят автоматически. Проста по устройству и достаточно надежна, но может работать с заметными рывками. Встречалась, например, на старых моделях Peugeot.
- Преселективная коробка (робот с двумя сцеплениями)
Усовершенствованная версия «робота», которая сочетает в себе две трансмиссии: одна отвечает за четные передачи, другая — за нечётные. Благодаря этому переключения происходят практически мгновенно и без потери тяги. Используется в Volkswagen, Audi, Skoda. При всех плюсах требует аккуратной эксплуатации и дорогостоящего обслуживания.
Преимущества и недостатки МКПП
Плюсы:
- Надёжность и простота
МКПП отлажена как никакая другая трансмиссия, несложна по конструкции и при аккуратной эксплуатации может служить дольше самого автомобиля.
- Доступность
По цене она заметно выигрывает у любых видов АКПП, да и стоимость обслуживания у неё тоже ниже.
- Ремонтопригодность
«Механику» проще и дешевле разобрать, починить или восстановить, чем гидротрансформатор, вариатор или DSG.
- Высокий коэффициент полезного действия
Прямая связь двигателя и колёс минимизирует потери мощности: гонщики все еще выбирают «механику» за молниеносную реакцию и отличную скорость.
- Экономичность
Меньшие потери на трение и гидротрансформатор означают, что топлива будет расходоваться гораздо меньше в сравнении с классической АКПП.
Минусы:
- Сложнее освоить
Плавный старт на трех педалях требует навыка, особенно на подъемах и скользкой дороге.
- Постоянное вовлечение водителя
Переключать передачи нужно самостоятельно при каждом старте и разгоне, что довольно утомляет в городских пробках.
- Менее плавные переходы
Даже опытный водитель не добьётся такой же плавности хода, как на автомате.
- Чувствительна к ошибкам водителя
Неполное выжимание сцепления, длительное выжимание на светофоре или неверный выбор передачи могут ускорить износ.
- Нет защиты от перегрузок
В отличие от продвинутых АКПП, МКПП не оснащена защитой от неправильных действий водителя.
Преимущества и недостатки АКПП
Плюсы:
- Лёгкость управления
Нет сцепления – нет и лишних манипуляций, поэтому сосредоточиться на дороге проще, что особенно понравится новичку.
- Комфорт
Плавный разгон без рывков делает поездки более приятными и комфортными.
- Защита от перегрузок
Электроника не позволит «перенапрячь» двигатель и защитит трансмиссию от неправильных переключений.
Минусы:
- Цена
За удобство придется доплатить: АКПП в среднем стоит на 5–10 % дороже, чем МКПП.
- Сложный и дорогой ремонт
Ремонт автоматов требует узкоспециализированного обслуживания и оригинальных запчастей. Некоторые вариаторы вообще не восстанавливают, а меняют целиком.
- Невысокий КПД и ограничения в скорости
Например, классический гидротрансформатор «поедает» особенно много топлива и замедляет разгон.
- Ограничения при буксировке
Длительная езда при заглушенном двигателе или на буксировка другого авто может привести к масляному голоданию и поломке коробки.
Что надежнее: АКПП или МКПП?
Нельзя назвать однозначного победителя. При правильной эксплуатации МКПП проще и живучее, но в реальности классические гидромеханические АКПП не уступают ей по надёжности, хоть и обходятся дороже во всех отношениях. Вариаторы начинают капризничать после 150–200 тыс. км, а надёжность преселективных коробок сильно зависит от бренда и условий эксплуатации. По факту самый проверенный автомат — классика с гидротрансформатором.
Какая коробка лучше для начинающего автолюбителя?
Рынок сам ответил на этот вопрос: машин с МКПП становится всё меньше, и даже спортивные хиты вроде Golf GTI и Porsche 911 переходят на автомат. Простота и комфорт АКПП нравятся большинству водителей, особенно тем, кто только осваивает искусство вождения. Поэтому для новичка (да и для большинства автолюбителей) «автомат» явно предпочтительнее, а механика постепенно сдает позиции и отходит в прошлое.