Скрип при торможении: как найти и устранить причину скрежета
Если в салоне машины при нажатии на педаль тормоза раздается навязчивый скрип или металлический визг, не стоит игнорировать эти звуки — лучше как можно скорее проверить их происхождение.
Причины такого резкого шума могут быть разными и не всегда связаны с серьезными поломками. Тем не менее, когда тормоза скрипят, это раздражает, утомляет и отвлекает водителя, что повышает вероятность ДТП.
В этой статье мы выясним, почему колодки издают посторонний шум и как правильно отреагировать на этот тревожный «симптом».
Топ-5 причин появления скрипа при торможении или во время езды
Найти источник шума довольно сложно, ведь когда скрипят тормоза, неисправность такого рода не отображается на приборной панели. Поэтому выявить проблему можно лишь на слух или при нажатии на тормозную педаль.
Скрип тормозов далеко не всегда говорит о поломке — бывает, что система работает безукоризненно. К примеру, в спортивных автомобилях неприятный звук при торможении считается нормой, так как колодки и диски довольно плотно соприкасаются. А в тормозных механизмах с керамическими накладками шум может появляться до прогрева и исчезать после выхода на рабочую температуру.
- Датчик износа колодок
Некоторые виды тормозных колодок оснащены так называемым «скрипуном» — металлической пластинкой, выступающей на несколько мм над поверхностью колодки и уходящей внутрь неё. Обычно подобные датчики монтируют по одному на обеих осях.
Когда толщина накладки уменьшается до предельно допустимого уровня, «скрипун» начинает издавать характерный писк или скрип — это и есть предупреждение о необходимости заменить колодки.
- Изношенные колодки
Этот элемент системы торможения изнашивается со временем: когда толщина колодок достигает минимального уровня, при торможении слышен резкий скрип и даже скрежет. Одновременно с этим увеличивается тормозной путь, отклик педали ухудшается, ощущается вибрирование.
Если после замены колодок слышен скрип, волноваться не стоит — звук исчезнет, когда новые фрикционные накладки «усядутся» на диск. Как правило, это происходит через 300-400 км пробега.
- Некачественные комплектующие
Для стабильной работы автомобиля важно, чтобы все запчасти идеально сочетались между собой. Оригинальные комплектующие обеспечивают максимально точное совпадение параметров: геометрии, материалов, параметров.
Низкокачественные колодки и диски часто делают из бюджетных сплавов, состав и плотность которых отличаются от заводских. В них нередко недостаёт противошумных добавок, поэтому скрип тормозов не исчезает даже после длительного периода эксплуатации.
Лучше покупать тормозные колодки и диски одного производителя — так они быстрее «приноровятся» друг к другу, и неприятные звуки исчезнут.
- Пыль и грязь
Поскольку большинство тормозных узлов ничем не защищены и не закрыты, на колодки и диски могут оседать грязь, песок и другие абразивы. При трении возникает характерный посторонний скрип, который, впрочем, зачастую не сказывается на тормозных свойствах.
Иногда звук возникает из-за капель разного рода технических жидкостей — это часто происходит при ремонте. В этом случае шум пропадает сам после нескольких торможений. Если же он сохраняется достаточно долго и сопровождает каждое нажатие педали, стоит разобрать тормозной механизм, устранить загрязнения, и проверить работоспособность суппортов.
- Металлическая коррозия
При длительном простое, после мойки или езды под дождем или снегом на металлических поверхностях тормозов может образоваться лёгкая ржавчина. При первом движении появляется характерный скрип, который обычно пропадает сам собой после 10–30 км пробега.
Если хочется избавиться от докучливого звука как можно скорее, лучше несколько раз энергично затормозить — так ржавчина сотрется быстрее.
Колодки нормальные, но скрип все равно слышен
Даже при исправных колодках тормоза могут скрипеть из-за заедания суппорта. Чтобы вернуть системе нормальную подвижность, нужно:
- снять суппорт и удалить старую смазку с направляющих пальцев и пазов под колодки;
- тщательно обезжирить очищенные поверхности специальным очистителем;
- нанести тонкий слой антискрипного состава на направляющие пальцы суппорта;
- аналогичным образом обработать внутренние пазы, где фиксируются колодки;
- протереть тормозной диск обезжиривателем, чтобы убрать следы старой смазки и другие загрязнения.
После такой процедуры суппорт опять будет «ходить» плавно, а писк и скрежет исчезнут.
Как убрать скрип тормозов?
- Обязательно обкатайте новые колодки или диски — звук должен уйти после 400 км пробега.
- Проверьте толщину колодок: минимум составляет 4 мм.
- Удалите грязь: снимите колесо и колодки, протрите чистой сухой тряпкой.
- Обработайте направляющие суппорта и точки контакта с диском специальной тормозной смазкой (не графитовой и не литолом!).
- Регулярно используйте машину и активно тормозите, чтобы предотвратить образование ржавчины.
Если после всех мер скрип остается — замените изношенные элементы тормозной системы. Регулярно проходите ТО: планово меняйте колодки и диски, особенно если купили подержанный автомобиль.